Василий Папин. Опять стою на краешке земли…


09 февраля 2020


 

   2019-й год завершался чемпионатом мира по рапиду и блицу в Москве 30 декабря. До Нового года оставался всего лишь один день – 31 декабря. В этот день к бою курантов предстояло максимально завершить многие неотложные дела, появившиеся накануне, как грибы после дождя. Ближе к вечеру стало очевидно, что одно из них - благое желание внести и свои три копейки в освещение прошедшего чемпионата мира по рапиду и блицу, к сожалению, неосуществимо из-за острого дефицита времени. Открытый пустой чемодан гневно взывал к моей совести, напоминая о предстоящей завтрашней дальней дороге и требуя заблаговременно наполнить его нужным и конкретным содержимым, а не судорожно запихивать в него, всё что под руку попадётся в самый последний момент перед выходом из дома.

 

   А на это тоже требовалось время.

 
 

Конечная цель – Новая Зеландия.

 

 

 

Окленд и Тауранга. Двухкруговой турнир "Trundle Masters" и 127-й (!) чемпионат Новой Зеландии по шахматам.

 

 

 

И опять стою на краешке земли… Разгар новозеландского лета в разгар русской зимы.

 

 

 

Хоть и краешек земли, но хорошо обжитый

 

 

 

 местными сытыми и самодовольными чайками со своими такими же им под стать упитанными птенцами,

 

 

 

и где у киви, в отличие от фрукта, жизнь не такая и сладкая, а как у несчастного австралийского босого и слепого сироты, со слезами на глазах просящего друзей, пехоту и матросов купить у него настоящие советские, а значит отличные, без лицемерного предупреждения Минздрава, папиросы.

 

 

 

И опять плывут куда-то корабли…

 

 

 

Благо куда им плыть есть, причём долго и не спеша.

 

 

 

Так, если плыть из Окленда в Москву, или из Москвы в Окленд, то это всего-то 16 202 км и даже страшно представить сколько счастливых дней и ночей.

 

 

 

Но благо есть выбор между воздушным океаном и водным. Поэтому выбор пал на воздушный. И после взлёта в Москве первая, техническая, посадка на 1.5 часа в крупнейшем транспортном узле Китая – Ухань. Первый день 2020 года, как ему и положено, наполнен прекрасным настроением и радостными предчувствиями. До объявления карантина в Ухани по коронавирусу оставалось ещё целых пять дней.

 

 

 

Следующая остановка, она же и предпоследняя – Гуанчжоу. Где пассажирам даётся восемь часов передышки. За это время никто из них не пишет ни строки, наслаждаясь в местных кафешках китайскими разносолами или привычно жуя гамбургеры и чизбургеры в "Макдональдсе".

 
 
 

 

Очередной старт и 10.5 часовой безостановочный полёт в кромешной тьме между небом и водой, со звёздами вверху и их отражением внизу,

 

 

 

благополучно завершается 3-го января приземлением точно по расписанию в крупнейшем городе Новой Зеландии - Окленде, находящемся в окружении сорока восьми потухших вулканов с населением 1.5 миллионов жителей.

 

 

 

После прохождения всех послеполётных процедур разве может быть что-то ещё радостнее встречи и дружеских объятий со своими старыми и добрыми товарищами – новозеландцем Майком Стидманом и австралийцем Даррелом Джохансеном? Однозначно, нет!

 

 

 

Не только (Нью-Йорк) Стамбул, по утверждению друга человека управдома Варвары Сергеевны Плющ, город контрастов, но и Окленд, по площади равный Москве, по численности населения в 10 раз меньше. 

 

 

 

Вид на Окленд с холма справа,

 

 

 

вид на Окленд с холма слева.

 

 

 

Куда ни кинь взор, всюду синева неба, голубизна воды, 

 

 

 

зелень флоры, белизна фауны.

 

 

 

И самый желанный, белый и пушистый, согревающий душу, а в ненастье тело, экологически чистый сувенир из Новой Зеландии.

 

 

 

 

Когда-то такая обыденная новозеландская картина была типичной и для нашей страны, воспетой Сергеем Есениным

 

 “…В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.

      Потому и рад я в думах ни о ком,

      Что читать их может каждая корова,

 

 

 Отдавая плату теплым молоком”.

 

 Поэтому не случайно новозеландские молочные продукты так высоко ценятся во всём мире. Потому что натуральные.

 

 

 

Одни деревья дают тень и отдых,

 

 

 

другие – плоды и наслаждение.

 

 

 

Хотя на дворе и лето, но встреча Нового года без ёлки, это всё равно, что тост без вина. Но, благодаря Мише и его ратному труду,

 

 

 

ёлки, не срубленные в лесу, а родившиеся и выращенные у него в огороде, могут приходить в каждый дом, принося детишкам много-много радостей и сладостей.

 

 

 

В Окленде уже много лет не покидают своих облюбованных мест Дед Мороз

 

 

 

и Ленин.

 

 

 

А вот Путин всегда в дороге, в пути. Причём надо отметить, что навигация в Окленде весьма своеобразная из-за большого количества холмов и мелких улочек, которые зачастую бывают перекрыты, что приводит к заторам и пробкам, а в таких ситуациях здесь все равны.

 

 

 

Есть в Окленде и Советский район.

 
 
 

 

И русская православная церковь с настоящей башней-ладьёй.

 

 

 

И квартал красных революционных фонарей, ранее верой и правдой светивших в порту. 

 

 

 

Самое высокое сооружение в Окленде – телебашня «Скай Тауэр» высотой 328 метров и вращающимся рестораном, по типу останкинского «Седьмого неба». Он, как маяк, виден ото всюду и не даёт любителям острой еды и острых ощущений сбиться с верной дороги.

 
 

 

 

Основан Окленд в 1840 году и до 1865 года был столицей Новой Зеландии. За прошедшие годы конечно же облик города, а особенно его центральная часть, претерпели значительные изменения.        

 

 

 

Но исторические островки в виде сохранившихся первоначальных зданий остались.

 

 

 

Мечта каждого оклендца иметь свой дом, машину, яхту. Поэтому общественный транспорт у горожан не пользуется спросом, что привело к тому, что за ненадобностью некогда популярный, ещё до исторического материализма, народный трамвай ликвидирован, как изживший себя класс.

 

 

 

Одно из самых любимых лакомств у всех жителей Окленда мороженое “Giappo”, входящее в пятёрку лучших в мире.

 
 

 

И так уж тут заведено, что перед тем как его съесть, с ним надо обязательно сфотографироваться на память.

 
 

 

Основную тяжесть всех семейных забот и хлопот на своих плечах несут и в тележках везут отцы. В Новой Зеландии очень сильны феминистские и не к ночи будь сказано, лесбийские движения. И всё бы ничего, но их активистки резко отрицательно относятся к возрождению чемпионатов Новой Зеландии по шахматам среди женщин, считая, что это является проявлением сексизма и неуважения. Поэтому до настоящего времени такие чемпионаты среди женщин не возобновляются.

 

 

 

 

Гордостью горожан является крупнейший стадион Новой Зеландии «Иден Парк».

 

 

 

На нём проводятся матчи по регби, футболу, крикету.

 

 

 

А гордостью всех новозеландцев является Эдмунд Хиллари, который вместе с шерпом Тенцингом Норгейем первым в истории в 1953 году, после многочисленных многолетних неудачных попыток самых разных экспедиций покорил Эверест.

 

 

 

В честь этого исторического события в стране была выпущена пятидолларовая купюра, которая является желанной добычей коллекционеров всего и вся.

 

 

 

Уникальность Окленда состоит так же и в том, что с одной стороны его омывает Тасманово море, а с другой стороны Тихий океан. Город-порт, «город парусов» - с его бесчисленным множеством у причалов катеров, парусников, яхт. 

 

 

 

И город разводных мостов. Конечно, не стольких и не таких как в Санкт-Петербурге, но главное с такими же функциями.

 

 

 

4 января. Даррел Джохансен – австралийский блондин с неизменной потрясающей копной волос на голове и в чёрных ботинках. Легендарный австралийский гроссмейстер и один из лучших в мире профессиональных отгадывателей и решателей загадок, шарад, ребусов и кроссвордов на дороге, ведущей в шахматный клуб.

 

 

 

Перед появлением Даррела мост выпрямляется и пропускает его на тот берег.

 

 

 

 “А на том берегу, там, на том берегу

 Было то, что забыть никогда не смогу.”

 

 

 

Оклендский шахматный клуб. В стенах этого замечательного и доброго внутри клуба состоялся первый шахматный турнир 2020 года.

 

 

 

Главным судьёй которого был Кеонг Энг.

 

 

 

Зелёнофарая Каисса, с пламенным мотором вместо сердца, и четырьмя колёсами вместо рук и ног, всегда готова оказать первую необходимую шахматную помощь. И привезти, и отвезти, и завезти.

 

 

 

В зале никого и ничего лишнего. Только все необходимые атрибуты для игры и много-много света, которого много не бывает. И тишина…

 

 

 

- Докладываю. Прибыл на турнир! Доклад окончен!

 

 

 

 

А в это же время где-то в бескрайних и заснеженных просторах России.

 

- Докладываю. Прибыл на каникулы! Доклад окончен!

 

 

- Даррел, ты зачем копну сбрил?

- Что, Лёня? (Лёня – он же Леонид Сандлер, он же страстный поклонник мороженого “Giappo”, и он же играющий вице-президент шахматной федерации Австралии)

- Я говорю, зачем копну сбрил, дурик? 

- У кого?"

 

 

 

- Надо было вот так, как Майк, под самый корешок!

 

С Найджелом Метжем - директором по спонсорству Новозеландской шахматной федерации, проработавшим в Саудовской Аравии без малого десять лет, не поспоришь, ему виднее.

 

 

 

Во многом благодаря усилиям Найджела был обновлен шахматный инвентарь федерации. Наряду с деловыми качествами обладает ярко выраженными позитивными человеческими – добротой, юмором.

 

 

 

 

Хилтон Беннет, один из руководителей шахматной федерации Новой Зеландии. 

 

 

 

В главном двухкруговом турнире "Trundle Masters" приняли участие шесть шахматистов. Среди них - Даниэль Фернандес, англичанин живущий в Сиднее. Перед последним туром отставал от лидера турнира Даррела Джохансена на пол-очка. Но в последнем туре Даррел проиграл мне, а Даниэль выиграл у Дэниела Гонга, тем самым обеспечив себе победу в турнире.

 

 

 

Василий Папин. Почти в каждой партии была бескомпромиссная борьба с неясным исходом. И только партии с Леонидом Сандлером в четвёртом и девятом турах завершились быстрым подписанием мирных договоров. Мы с Леонидом сыграли много совместных партий, приходящих при правильной игре к ничейному результату. Эти партии не стали исключением. В итоге совместно с Даррелом Джохансеном делёж 2-3 места.

 

 

 

Даррел Джохансен. Был лидером турнира вплоть до последнего тура.

 

 

 

Леонид Сандлер, ещё и экстремал. Любитель американских горок. В турнире чередовал взлёты и падения, но благополучно завершил турнир на четвёртом месте.

 

 

 

Дэниел Гонг, один из самых перспективных молодых новозеландских шахматистов. Сыграл на пятёрку, став пятым. 

 

 

 

Майк Стидман, излучатель неиссякаемого оптимизма, душевного тепла, вдохновитель и организатор турнира.

 

 

 

Отчаянно сражаясь в главном турнире Майк Стидман не щадил ни себя, ни своих грозных соперников. Но в пылу борьбы не всегда успевал, хотя бы частично, задействовать свой теоретический и творческий потенциал, и как следствие, 1 набранное очко из 10 возможных.

 

 

 

Зато Стидман-младший, Мэтью, в параллельно проходящем юношеском турнире «Talents» стал вторым.

 

 

 

 

Наряду с главным соревнованием (Masters), проходило ещё несколько круговых турниров – Qualifiers, ReservesTalents. 

 

Пол Гарбетт Хелен Миллиган. В прошлом году Пол играл в главном турнире, а в этом году боролся за путёвку в "Masters" из "Qualifiers". 

 

 

 

В качестве наблюдателя на турнире присутствовал прибывший из Сан-Пауло главный тренер женской сборной Новой Зеландии международный мастер Херман Ван Римсдейк

 

 

 

Жить в Улан-Удэ, конечно же, хорошо, но в Окленде тоже неплохо. Чем меньше размышляешь, тем быстрее осуществляешь задуманное. И обосновался Александр Нагорский в Окленде.  Совсем немного ему не хватило удачи чтобы войти в призёры турнира "Reserves".

 

 

 

Тимофей Ха. Родился во Вьетнаме, учился в России, проживает в Новой Зеландии, думает об Улан-Удэ. 

 

 

 

12 января. Все турниры завершены. Итоги подведены. Победитель турнира "Qualifires" – Пол Гарбетт, завоевавший право в следующем году сыграть в главном турнире.

 

 

 

Призёры "Masters". 2-3 места. Мы. Даррел Джохансен и я.

 
 

 

Победитель "Masters" - Даниэль Фернандес.

 

 

 

А вот обладателем главного трофея "Trundle Masters-2020" стал Дэниел Гонг, показавший лучший результат среди новозеландских шахматистов (5 место). Ну, уж такова местная традиция, главный трофей должен быть у своих! В этом что-то есть.

 

 

 

И вновь тучи над городом встали. Но то не тучи, то грозовые австралийские облака. Дым и гарь от бушующих в Австралии пожаров донеслась и до Новой Зеландии, превратив солнечный день в пасмурный вечер.

 

 

 

Но тучи уплыли, ветер утих и Окленд опять предстал во всей свой красе, гордясь тем, что по праву входит в десятку лучших городов мира.

 

 

 

13 января. Вылет в Таурангу. Расстояние от Окленда 200 км. Сдав багаж Леонид Сандлер, Даррел Джохансен и примкнувший к ним я, по трапу поднялись в самолёт, как в обычный автобус, без всякой проверки и досмотра.

 

 

 

И через полчаса лёта прибыли на место.

 

 

 

В аэропорту нас уже ждал и встречал Боб Смит – основной организатор шахматного чемпионата Новой Зеландии по классике, рапиду и блицу.

 

 

 

Хотя Тауранга и значительно уступает Окленду по численности населения более чем в 10 раз, зато является «мировой столицей киви» с обширными плантациями этого экзотического щетинистого фрукта. 

 

 

 

Тихий, спокойный город. Но со своими абракадабрами,

 

  

фестивалями уличных граффити.

 

 

 

А ведь чтобы так рисовать на стенах нужно очень любить свой город.

 

 

 

Среди многочисленных достопримечательностей города, есть одна, мимо которой никто не может ни пройти, ни проехать равнодушно. Ни взрослые, ни дети, ни их верные четвероногие друзья.

 

 

 

Это скульптуры животных – героев самого популярного новозеландского мультфильма «Друзья Тауранги»

 

 

Пляж – то место, где можно найти нового друга,

 

 

 

 встретить выходящего из пучин океана старого – Алексей Кулашко, бывший россиянин, ныне проживающий в Окленде и являющийся четырёхкратным чемпионом Новой Зеландии по шахматам,

 

 

 

посмотреть, как Найджел Метж по методике Геннадия Малахова 

 
 

 

и вместе с ним втирает в колени гель "Лошадиная сила".

 

 

 

14 января. Открытие и первый тур 127-го чемпионата Новой Зеландии по шахматам. Чемпионат проводился в двух группах. Первая – Open (главная), и вторая – Major.

 

 

 

Чемпионат открытый, поэтому его участники от Москвы и до самых до окраин Океании.

 

 

 

Боб Смит, вложивший немало времени и сил в успешную организацию конгресса, приветствовал участников и гостей.

 

 

 

С приветствием к собравшимся обратился Найджел Метж.

 

 

 

Главный судья турнира Боб Гиббонс призвал участников чемпионата следовать писаным правилам ФИДЕ и неписаным законам гор.

 

 

 

В противном случае следовать в комнату для анализа

 

 

 

Свой вклад в успешное проведение чемпионата внёс и секретарь турнира Брюс Полад.

 

 

 

Боб Смит - муж,

 

 

 

игрок. Сыграл во всех трёх турнирах – в классике, рапиде, блице.

 

 

 

 

Леонид Сандлер, играя в чемпионате уже думал о предстоящей летней московской Олимпиаде.

 

 

 

Малкольм Макфарленд, прибыл из Гуама и в первом же туре ушёл в глухую защиту против яростных атак Леонида Сандлера.

 

 

 

Бен Хаг - один из сильнейших шахматистов Новой Зеландии

 

 

 

 

Бывший хабаровчанин, а ныне новозеландец Кирилл Полищук. В этом чемпионате впервые стал чемпионом Новой Зеландии. Но, шансы выступить в составе сборной страны на Олимпиаде в Москве у него, к сожалению, не велики, из-за пропущенного дедлайна подачи заявки.

 

 

 

Если Кирилл Полищук впервые стал чемпионом страны, то его соперник Энтони Кер этим титулом владел двенадцать раз! 

 

 

 

Традиционное дружеское дерби. Ангелос Цагаракис (Австралия) – Хилтон Беннет (Новая Зеландия)

 

 

 

Херман ван Римсдейк – Даррел Джохансен. 

 

 

 

Чемпионат - это всегда праздник. И не только для детей. 

 

 

 

И проходил чемпионат на одном дыхании.

 

 

 

И в классике,

 

 

 

 

и в рапиде,

 

 

 

и в блице.

 

 

 

Было жарко. И не только на улице.

 

 

 

А когда встречались представители разных поколений то становилось ещё жарче.Тем более, когда играл Ральф Харт, прошлогодний чемпион Новой Зеландии по блицу.

 

 

 

Не только о шахматах в МГУ имени М.В. Ломоносова, но и о футболе в Сан-Пауло. 

 

 

 

Как верёвочке не виться, а конец всё равно будет. Так и со 127-м чемпионатом Новой Зеландии по шахматам.

 

 

 

Поздравить участников с этим знаменательным событием прибыл президент шахматной федерации Океании Пол Шпиллер.

 

 

 

Он не только поздравил всех,

 

 

 

но и лично поздравил особо отличившихся.

 

 

 

Хао Танг, выиграл Major Championship

 

 

 

Звание чемпиона страны достаётся игроку, показавшему лучший результат среди новозеландцев. Если же таких оказывается несколько, то все они объявляются чемпионами. Так чемпионами Новой Зеландии 2020 года в классике стали – Бен Хаг, Рассел Дэйв, Кирилл Полищук, Пол Гарбетт, набравшие по 6 очков из 9 возможных и разделившие в турнирной таблице 3-9 места.

 

 

 

В дележе третьего места также оказались Римсдейк и Джохансен.

 

 

Награждал призёров и победителей президент шахматной федерации Новой Зеландии гроссмейстер Мюррей Чандлер. Второе место у Василия Папина, 6.5 очков из 9.

 

 

 

Победитель чемпионата, но не чемпион, Даниэль Фернандес, 8.5 очков из 9.

 

 

 

Перед очередным награждением Леонид Сандлер напомнил собравшимся, что чемпионат Океании 2021 года пройдёт в январе следующего года в Мельбурне и готовиться к нему необходимо заранее, а лучше всего с завтрашнего дня! 

 

 

 

Рапид. Кирилл Полищук - лучший в своей рейтинговой группе.

 
 

  

Призёры рапида. Делёж 2-3 места.  Василий Папин и Брендон Кларк по 7 очков из 9.

 

 

 

Победитель - Энтони Кер – 7.5 из 9.

 

 

 

Блиц. Призёры. Делёж 3-6 места. Даниэль Фернандес, Василий Папин, Энтони Кер, Даррел Джохансен.

 

 

Победители. Херман ван Римсдейк и Брендон Кларк, делёж 1-2 места

 

 

 

Они тоже были первыми. Ральф Харт

 

 

 

и семикратный чемпион Новой Зеландии Рассел Дэйв.

 

 

 

Ушёл в историю очередной чемпионат, но события этих дней будут храниться не только в фото, но и в памяти.

 

 

 

  - Этот чемпионат замечателен тем, что в нём играют, а не мучительно долго вспоминают, как играть.

 

 

 

В России на прощанье принято поднимать бокалы золотого, терпкого вина. В Новой Зеландии на прощанье поднимаются стаканчики мороженого “Giappo”.

 

 

 

И вновь разошлись наши дороги.

 

 

 

Леонид отправился на Южный остров в Крайстчёрч, чтобы с сыном Максимусом провести недельные каникулы,

 

 

 

а мы, Брендон Кларк, Даррел Джохансен и я, провожаемые неутомимым Бобом Смитом

 

 

 

загрузившись в винтокрылый самолёт

 

 

 

и с ожидаемой грустью вылетели в Окленд, чтобы уже из Окленда продолжить дальнейшее возвращение в родные пенаты.

 

  

 

25 января. Окленд. И пришло время покидать краешек земли.

 

 

 

Обратный рейс в Москву проходил по тому же маршруту, только без технической посадки в Ухани. Но это уже никакого значения не имело.

 
 
 
 
 
Поскольку дорога домой всегда короче.
 
 
 
 
 
 
 
 

 


система комментирования CACKLE